Почитаем тут сразу
Охрана труда и коррупция
Т.А. Герасимова
Публикация из Журнала "Библиотека инженера по охране труда" №4 2016г.На сегодняшний день коррупция является одним из основных препятствий в движении России вперед. По оценке независимых экспертов, размер взяток практически сравнялся с ВВП страны. Эксперты полагают, что ежегодно 40% своих доходов мы отдаем коррупционерам в качестве дополнительного «налога». Коррупция существует во всех странах и является одной из самых острых и серьезных проблем мирового сообщества, в котором Россия по уровню коррупции занимает 147-место из 180. Явления, связанные с ней в системе государственной службы, обнаруживаются практически в любой сфере деятельности государства, во всех сферах общества. Коррупция стала системой общественных отношений, которая определяет недостатки политического, социального и экономического развития страны. Без преувеличения, она является раковой опухолью на теле экономики России.
Не является исключением и такая сфера деятельности, как система обеспечения жизни и здоровья работников, курируемая Министерством труда и социального развития РФ (далее - Минтруд России). Не случайно, на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Минтрудом России, и урегулированию конфликта интересов (протокол от 23.10.2015 № 15) в перечень коррупционно-опасных функций включены:
■ аттестация на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее — СОУТ), выдача в результате ее проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по СОУТ и его аннулирование;
■ рассмотрение разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений,
страховщиков, территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости с результатами экспертизы качества СОУТ;
■ допуск организаций к деятельности по проведению СОУТ, их регистрация в реестре организаций, проводящих СОУТ, приостановление и прекращение деятельности по проведению СОУТ;
■ аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
К числу не включенных в вышеуказанный перечень коррупционно-опасных функций, осуществляемых представителями Роструда, курируемого Минтрудом России, безусловно, относятся функции по государственному надзору и контролю за соблюдением работодателями требований о труде и охране труда, по расследованию и квалификации несчастных случаев на производстве.
Стоит обратиться к публикациям в СМИ за последние годы.
24.06.2015 в г. Шахты прокуратурой города поддержано обвинение по уголовному делу в отношении государственного инспектора труда В. Луспикаяна по ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки за незаконные действия).
Подсудимый потребовал от главного бухгалтера ООО «Рекламно-издательский центр» 35 тыс. рублей за непривлечение к административной ответственности по результатам проверки. Через неделю инспектор прибыл в рекламное агентство, где директор передала ему 25 тыс. рублей.
В. Луспикаян чистосердечно раскаялся и пояснил, что денежные средства ему были необходимы для лечения больной матери. Приговором Шахтинского городского суда бывший государственный инспектор труда осужден к трем годам лишения свободы (условно), со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки (1 млн рублей).
15.04.2015 в г. Санкт-Петербурге возбуждено уголовное дело в отношении К. Храпова, государственного инспектора труда в Ленинградской области по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки). Из материалов уголовного дела следует, что
14.04.2015 К. Храпов получил от представителя одной из коммерческих структур 1 млн рублей. После этого он был задержан сотрудниками УФСБ РФ. По мнению следователей, деньги были взяты за непривлечение коммерческой структуры к ответственности за выявленные инспекцией нарушения «при осуществлении предпринимательской деятельности правил и норм трудового законодательства».
12.11.2015 в г. Севастополе возбуждено уголовное дело в отношении инспектора государственной инспекции труда, подозреваемого в получении взятки. В ходе проверки фирмы инспектор выявил нарушения в сфере охраны труда и предложил за 100 тыс. рублей не привлекать директора к ответственности, а также снизить сумму штрафа.
9.02.2015 в Москве две сотрудницы государственной инспекции труда задержаны при получении взятки в размере 150 тыс. рублей. Подозреваемые предложили генеральному директору одной из коммерческих фирм за эту сумму не проводить внеплановую выездную проверку, направленную на защиту прав и интересов работников, в связи с обращением одного из сотрудников данной фирмы. В момент получения денег чиновницы были задержаны.
Среди специалистов в области охраны труда бытует мнение, что средняя взятка за «правильное расследование и квалификацию» несчастного случая на производстве государственному инспектору труда, являющемуся председателем комиссии по расследованию, в Москве и Московской области составляет примерно 1 млн рублей. Нередки случаи, когда организации, аккредитованные на проведение СОУТ, за «правильную классификацию рабочих мест» берут вознаграждение от работодателей. Последним проще дать взятку, чем впоследствии 5 лет платить повышенные тарифы в ПФР или тратить денежные средства на мероприятия по улучшению условий труда для работников. В этой ситуации безопасный труд и условия труда работников - не более чем государственная декларация о намерениях. Институты, которые обязаны контролировать процессы труда, соблюдение законности прав и свобод человека труда, заботятся о своих интересах, направленных на получение материальных благ. В равной степени это касается всех разрешительных функций Минтруда России.
Подобные преступления наблюдаются не только у должностных лиц, осуществляющих функции государственного надзора и контроля, но и у чиновников, занимающих должности организаторов исполнения требований законодательства об охране труда и труде.
Главный специалист по охране труда Крымского комитета по водохозяйственному строительству и орошаемому земледелию Т. Билялов придумал свою коррупционную схему. Он принимал квартальные отчеты инспекторов по ОТ и главных механиков межрайонных управлений водного хозяйства, за малейшую неточность отправлял переделывать отчет. Для инспектора это ЧП: понижается рейтинг управления, приходится везти отчет снова (необходима машина, бензин), а управление находится далеко от Симферополя, но, как говорится, безвыходных ситуаций не бывает, например, приложил инспектор к отчету талончик на бензин и исправил отчет на месте: и Т. Билялову приятно, и инспектору лишний раз не ехать.
Главным механикам сложнее, талончиком не отделаешься, Т. Билялов намекает, что есть у него личная машина, которую пора ремонтировать, а запчасти дорогие. Приходится механикам помогать, потому что Т. Билялов принимает и готовит документы на списание техники, а техника в управлениях старая, списать ее следовало лет 20 назад. Без «смазки» документы не едут, марку «смазки» Т. Билялов определяет персонально и процент от металлолома можно установить. Рескомвод- хозстрой - организация солидная, работает с 60-х годов прошлого века и отношение к охране труда соответственное. Обучение машинистов и ИТР проводится каждый год, а это несколько тысяч человек, по итогам обучения сдаются экзамены, председателем комиссии, сами понимаете, является Т. Билялов. Если раньше достаточно было накрыть стол для комиссии, теперь установлена такса для сдачи экзаменов, сдать их надо обязательно с первого раза, иначе останешься без работы.
Больше всего Т. Билялов любит проверки в управлениях. У нас в стране законодательство об охране труда европейского уровня, а финансирование этих мероприятий, мягко говоря, недостаточное, недоработок и нарушений всегда можно набрать на выговор начальнику, поэтому встречают Т. Билялова как дорогого гостя. После проведения проверки, составления акта «за рюмкой чая» Т. Билялов жалуется, как тяжело строить дом. Начальники люди отзывчивые, и едут после проверок машины в Симферополь с камнем, песком, цементом, металлом.
При любом раскладе всегда останется ряд сфер деятельности, когда весьма важные вопросе! будут решаться единолично по усмотрению лица, наделенного властными полномочиями, т.е. этому - дать, этому - отказать, одному - разрешить, другому - запретить. Если посмотреть на все публикации в СМИ о коррупции и борьбе с ней, можно сделать вывод, что в сознании россиян прочно укоренилось мнение: ничего в стране изменить невозможно, так было и будет всегда.
Говорить о причинах коррупции при отсутствии законов, которые с ней борются, достаточно легко. Однако у нас законы как раз имеются, причем довольно жесткие, только это ситуацию не меняет. Злоупотребления налицо, вся страна пронизана практикой «благодарностей», случаев прямого подкупа и откровенными требованиями мзды, а мы до сих пор доискиваемся, в чем причины коррупции, откуда она пошла и как с ней бороться?
В 2008 году в России принят основополагающий нормативный акт - Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором устанавливаются ключевые принципы, направленные на противодействие рассматриваемому явлению, а также организационный базис для профилактических мер в отношении него. Данный закон также включает положения, направленные на ликвидацию возможных последствий соответствующего типа правонарушений. Другие важнейшие правовые акты: Указ Президента России от 13.04.2010 № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы», Указ Президента России от 11.04.2014 № 226 (ред. от 15.07.2015) «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы».
Казалось бы, есть законы, СМИ постоянно озвучивают, как в том или ином регионе возбуждаются дела, привлекаются к ответственности государственные чиновники, но победить коррупцию не удается. Напомним слова Отто фон Бисмарка, что «с плохими законами и хорошими чиновниками управление еще возможно, но с плохими чиновниками не помогут никакие законы».
Опыт многих стран показывает, что справиться с этим злом возможно, если есть политическая воля руководства страны. В Сингапуре власти смогли создать эффективный механизм борьбы с коррупцией. Возглавил борьбу премьер-министр Ли Куан Ю. Начиная со второй половины 1980-х правительство стало работать над «качеством» бюрократии. Государственных служащих обеспечили высокой заработной платой и дополнительными льготами. Ли Куан Ю пояснил, что правительству необходимы профессионалы, поэтому он выплачивает заработную плату, близкую к рыночной стоимости. Нереально ожидать, что талантливые люди пожертвуют своей карьерой и семьями на многие годы, чтобы удовлетворить требования общественности зачастую не ценящей их усилия. Также правительство Сингапура задумало сделать профессию чиновника не только высокооплачиваемой, но и уважаемой. Была провозглашена идея меритократии - продвижение на ключевые посты лишь по заслугам (не по родственным связям или крупным взяткам, как в России). Постепенно чиновничий аппарат обновляется правильно выученными и воспитанными кадрами. В настоящее время бюрократия Сингапура считается самой эффективной в мире и самой высокооплачиваемой.
В Китае своеобразно борются с коррупцией. Так, например, бывший министр железных дорог приговорен к смертной казни за коррупцию и злоупотребление служебным положением. Крупные взятки, которые он брал, привели не только к серьезным убыткам, но и нанесли ущерб имиджу партии и государства.
Наши ученые и политические деятели, которым не безразлична судьба родины, высказывают свои предложения по искоренению коррупции. Вот некоторые из них:
■ Решать вопросы с повышением заработной платы чиновникам. Заработная плата государственного инспектора труда 12-15 тыс. рублей. Конечно, мало шансов, что голодный и нищий чиновник, от которого что-то зависит, будет честно трудиться, обеспечивать, в меру своей квалификации, помощь работодателям и специалистам. То же касается и других чиновников на бытовых уровнях - инспекторов ГИБДД и ФМС, врачей, учителей, членов приемных комиссий. Те, кто связан с коррупцией на высшем государственном уровне, и так люди явно не бедные. Поэтому решить проблемы коррупции одним повышением зарплат невозможно.
■ Установить качественный контроль за доходами и расходами чиновников. Для этого необходимо не только ежегодное декларирование доходов и имущества, причем не только своего, но и ближайших родственников, но и тщательный контроль за достоверностью этих деклараций. ..
■ Ограничить права государственных служащих на всякие неприкосновенности и личные тайны. Это необходимо для упрощения деятельности органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, чтобы они могли спокойно проверять личные связи чиновников, контролировать их телефонные пере-говоры и другие виды связи.
■ Каждое дело доводить до логического конца. Кроме строгости закона, должна существовать неотвратимость наказания. (Это средство сработает гораздо эффективнее, чем смертная казнь). Если каждый будет ■осознавать, что за содеянное грозит приличный срок с конфискацией имущества (именно с конфискацией), задумается. Ли Куан Ю на вопрос о причинах своего успеха, ответил: «Двух друзей посадил, остальные сами все поняли». Нелишне сравнить это с бытующей в российской властной общественности поговоркой: «Единственная должность, с которой нельзя уволить, - это друг начальника».
■ Создать систему электронного принятия решений, позволяющую незаметно контролировать всю деятельность чиновника. Внешний контролер может мгновенно видеть все аргументы, рассмотренные принимающим решение чиновником, - и, если решение не вытекает из предпосылок, это свидетельствует либо о глупости, либо о коррупции.
Исходя из последних событий по искоренению коррупции в России создается впечатление, что пока идет только имитация борьбы с ней. Это и дело Оборонсервиса, и дело о игорном бизнесе в Подмосковье, и дело Воронежского Автодора.
Руководитель Саратовской государственной инспекции труда И.Тумаков обвинялся в неоднократных получениях взяток. Правоохранительные органы не раз получали анонимные жалобы. В 2010 г. Тумаков, используя свое служебное положение, путем угроз получал взятки от сельхозпроизводителей в виде зерна и зерноотходов по сниженной цене для личной фермы. Мзда полагалась в обмен на то, что Тумаков смягчал им наказания за нарушения законодательства по охране труда, выявленные в ходе проверок. Кроме того, в декабре 2010 г. Тумаков получил более 240 тыс. рублей, предназначенных на выплату премий сотрудникам госинспекции труда. Однако ко времени вынесения приговора в деле остался единственный эпизод, который следствие квалифицировало как злоупотребление должностными полномочиями, это те самые 240 тыс. рублей. Подчиненные Тумакова расписались в ведомостях, однако денег не получили. В результате, глава Саратовской инспекции труда получил два года лишения свободы условно, с отсрочкой приговора на два года и запрещением занимать руководящие должности также в течение двух лет, а по совокупности преступления ему грозил срок до 12 лет лишения свободы. И. Тумаков, кстати, имел 18-летний стаж работы в органах прокуратуры и был научен, каким образом уйти от ответственности. Да и народная мудрость гласит: «Ворон ворону глаз не выклюет». Работники госинспекции труда получили урок, как надо брать и как за это не отвечать.
Как показывает практика, абсолютная победа над таким ■злом, как коррупция, невозможна. Мы в состоянии ограничить ее масштабы до такой степени, чтобы она не подрывала основы существования страны. Прежде всего следует начинать с себя.
Как только власть повышает размер штрафов, допустим, за нарушения на дорогах - сразу крики: «Это беспредел!». Ответ прост - не нарушайте. Не превышайте скорость, не садитесь пьяным за руль, соблюдайте ТК РФ, ПДД РФ, правила охраны труда и другие правила безопасности. И не будет причин вас штрафовать и повода вьпуйшать взятку. Если любой государственный инспектор (ДПС, труда, пожнадзора, технадзора, и пр.) вымогает взятку - есть управление собственной безопасности, прокуратура, суд. Чем больше жалоб и заявлений — тем больше шансов, что справедливость восторжествует.
Также рекомендуем изучать и повышать уровень знаний законов, правил и других нормативных правовых актов, чтобы на равных разговаривать с инспекторами и пресекать трактование ими законов в свою пользу.
Приведем примеры:
■ инспектор пожнадзора потребовал исполнить требования ГОСТ. Однако ГОСТ носит рекомендательный характер и не подлежит обязательному исполнению;
■ инспектор Ростехнадзора потребовал исполнить требования действующих на тот момент Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00. Однако данные правила официально опубликованы не были, согласно письму Минюста России не содержат правовых норм и носят технический характер. Согласно Указу Президента России от 23.05.1996 № 763 данные Правила не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров;
■ государственный инспектор труда потребовал исполнить СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002. Однако на момент проверки данные документы утратили свой обязательный статус и могли реализовываться исключительно на добровольной основе.
При договоре работодателя с государственным инспектором труда, проводящим «правильное» расследование несчастного случая с тяжелым исходом, со смертельным исходом и за определенную мзду не признающим его производственным, необходимо помнить о моральных ценностях. За каждым таким случаем — человеческая судьба. Работник, оставшийся инвалидом, семья погибшего работника в случае ,признания такого случая несчастным случаем, не связанным с производством, лишаются права на материальную выплату от ФСС РФ.
Для минимизации коррупции необходима политическая воля руководства страны, гражданская ответственность каждого из нас.