Форум информационного портала "ОХРАНА ТРУДА В РОССИИ"
Меню
Новатика - обучение для СОТ
Сфера
Велко
НАОТ

НОУ-ХАУ "Инструкция для водителей по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов на автомобильном транспорте

Страницы: 1
НОУ-ХАУ "Инструкция для водителей по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов на автомобильном транспорте, Моя разработка по новому законодательству
 
Столкнулась с тем, что необходимая в автоцех инструкция безбожно устарела и опирается на все отмененные законы. Пришлось разработать новую. Делюсь своим творчеством, кому интересно.

ООО «_______________»
УТВЕРЖДАЮ Директор ООО «___________»
_______________ /_________
«____» ____________ 2016г.


Инструкция для водителей
по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов
на автомобильном транспорте
№……….
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные требования к работникам по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов на автомобильном транспорте.
1.2. Все работники должны знать места расположения средств пожаротушения в организации и уметь ими пользоваться.
Каждый работающий, обнаруживший загорание или пожар, должен немедленно сообщить об этом в объектовую или городскую пожарную охрану, принять меры к вызову руководителей предприятия и приступить к тушению пожара имеющимися средствами.
1.3. При выполнении различных видов работ необходимо знать и помнить, что возгорание и несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:
- промывке деталей, агрегатов и двигателя легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, дизельным топливом и др.);
- подаче топлива в карбюратор движущегося автомобиля из открытой емкости "самотеком";
- неправильной транспортировке и хранении легковоспламеняющихся веществ;
- применении нестандартных или несоответствующих номинальному току электро-предохранителей;
- неисправной электропроводке;
- работе в загрязненной горюче-смазочными материалами специальной одежде;
- работе с открытым огнем вблизи легковоспламеняющихся веществ;
- тушении пожара на автомобиле без использования средств пожаротушения.

1.4. В помещениях, под навесами и на открытых площадках для хранения (стоянки) транспорта запрещается:
в) производить кузнечные, термические, сварочные, малярные и деревообделочные работы, а также промывку деталей с использованием легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
г) оставлять транспортные средства с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии утечки топлива и масла;
д) заправлять горючим и сливать из транспортных средств топливо;
е) хранить тару из-под горючего, а также горючее и масла;
ж) подзаряжать аккумуляторы непосредственно на транспортных средствах;
з) подогревать двигатели открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы), пользоваться открытыми источниками огня для освещения.
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Автомобили, работающие на жидком топливе, должны заправляться им в соответствии с требованиями Постановления от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».
2.2. При заправке транспортных средств топливом соблюдаются следующие требования:
а) система питания не должна иметь течи топлива;
б) техническое состояние электрооборудования автомобиля должно исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную неповрежденную изоляцию.
в) пролитые на землю нефтепродукты засыпают песком или удаляются специально предусмотренными для этого адсорбентами, а пропитанный песок, адсорбенты и промасленные обтирочные материалы собираются в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении и по окончании рабочего дня вывозятся с территории предприятия.
2.3. Запрещается ставить в помещение на хранение автомобили с неисправной электропроводкой и топливной системой и с включенным отключателем "массы" (где таковой имеется);
2.4. Каждый автомобиль должен обязательно иметь исправный огнетушитель (углекислотный, порошковый).
2.5. В целях предотвращения возникновения пожара на автомобиле запрещается:
- допускать скопление на двигателе и его картере грязи и масла;
- оставлять в кабине и на двигателе загрязненные ГСМ, использованные обтирочные материалы (ветошь, концы и т.п.); эксплуатировать неисправные приборы системы питания;
- применять для мытья двигателя бензин и другие ЛВЖ;
- подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор непосредственно из емкости через шланг или иными способами;
- курить в автомобиле в непосредственной близости от приборов системы питания (в частности, от топливных баков);
- подогревать двигатель открытым пламенем;
- пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов.

3. Требования к газобаллонным автомобилям
3.1. Аппаратура, трубопроводы, магистральный вентиль, установленный в кабине газобаллонного автомобиля, должны быть герметичными, исключающими проникновение газа в кабину и кузов автомобиля.
Герметичность газового оборудования на автомобиле должна проверяться в установленные сроки.
3.2. Газобаллонные автомобили должны заправляться газовым топливом только на газонаполнительных станциях или специальными газозаправщиками; порядок заправки должен соответствовать инструкции для данного типа станции.
3.3. Газовая аппаратура должна ежедневно осматриваться и проверяться на герметичность и исправность на контрольных постах, при выпуске автомобилей и приеме их с линии.
3.4. Заправка баллонов сжатым или сжиженным газом при работающем двигателе запрещена.
3.5. Перед включением зажигания, пуском двигателя или включением осветительных электроприборов необходимо в течение некоторого времени держать капот открытым, после чего проверить исправность газовой аппаратуры, трубопроводов, соединений.
3.6. Запрещается эксплуатация газобаллонного автомобиля и подготовке его к ночной или длительной дневной стоянке, а также для производства ТО в профилактории необходимо закрыть вентиль на баллоне и выработать весь газ, находящийся в системе питания, после чего выключить зажигание. Запрещается оставлять автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями системы питания и баллонов.
3.7. При возвращении газобаллонного автомобиля и подготовке его к ночной или длительной дневной стоянке, а также для производства ТО в профилактории необходимо закрыть вентиль на баллоне и выработать весь газ, находящийся в системе питания, после чего выключить зажигание. Запрещается оставлять автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями системы питания и баллонов.
3.8. В случае невозможности устранения утечки газа из баллонов через вентиль, предохранительный клапан или соединения необходимо эвакуировать автомобиль в безопасное место (вдали от людей и источников огня), где выпустить газ в атмосферу.
3.9. Автомобили с неисправной газовой аппаратурой должны храниться на открытых площадках без газа в баллонах.
3.10. При проведении ремонта, связанного с выполнением сварочных и окрасочных работ (включая искусственную сушку), газовый баллон должен быть снят с автомобиля и продут.

4. Пожарная безопасность при пуске двигателя и уходе за ним

4.1. Во избежание пожара на автомобиле пуск двигателя производить при установленном воздушном фильтре.
4.2. Для мойки двигателя снаружи использовать только пожаробезопасные моющие средства.
4.3. Запрещается:
- использовать для этой цели бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;
- допускать скопления на двигателе грязи, масла и топлива;
- оставлять на двигателе обтирочный материал, особенно загрязненный маслом и топливом;
- подогревать двигатель и другие агрегаты открытым огнем.

Газобаллонные автомобили
4.4. На газобаллонном автомобиле утечки же газа наблюдаются, как правило, в местах соединений топливопровода. Утечками в этих местах объясняется значительное число пожаров при запуске двигателя на газе. Однако часть таких пожаров возникает из-за нарушения регулировки двигателя и неправильных действий водителя, когда в результате переполнения смесительной камеры карбюратора газ поступает в отсек двигателя.
4.5.Перед постановкой ГБА на стоянку следует выработать газ в топливной системе и перекрыть расходный вентиль на баллоне.
4.6. После длительной стоянки пуск двигателя проводить при открытых капоте и дверях салона автомобиля.
4.7. В гараже перед включением электроприборов и пуском двигателя необходимо открыть ворота и проветрить помещение.
4.8. В процессе эксплуатации автомобиля следует постоянно контролировать утечку газа по запаху. При любом подозрении на нее, а раз в неделю профилактически проверять герметичность узлов и соединений газового оборудования, для чего в каждом автомобиле рекомендуется иметь пену для бритья и кисть.

5. Пожарная безопасность перед выездом на линию и при работе на линии

5.1. Проверить наличие и исправность электропредохранителей и электропроводки. Все предохранители должны быть стандартными и соответствовать номинальному току. Электропроводка не должна иметь оголенных мест, а места ее соединения должны исключать возможность искрообразования.
5.2. Проверить герметичность системы питания (нет ли подтекания топлива или утечки газа). При обнаружении утечек принять меры к их устранению.
5.3. Проверить укомплектованность автомобиля исправными огнетушителями.
Необходимо знать устройство огнетушителя и уметь им пользоваться (изучить Инструкцию № 050-16).
5.4. Ремонт системы питания двигателя на линии следует производить с осторожностью, не допуская попаданий бензина на двигатель и систему выпуска отработавших газов.
При обнаружении на линии утечки газа из системы питания газобаллонных (газодизельных) автомобилей, за исключением арматуры баллона, немедленно остановиться, закрыть расходные вентили, выработать газ из системы до остановки двигателя, затем закрыть магистральный вентиль и принять меры к устранению неисправности, если это возможно, или сообщить в предприятие.
При утечке газа из арматуры баллона необходимо отогнать автомобиль в безопасное место и выпустить или слить газ из баллона.
5.5. Перевозка легковоспламеняющихся веществ должна производиться специально оборудованным автомобилем в соответствии с действующими инструкциями.
5.6. Запрещается:
- подавать топливо в карбюратор из открытой тары "самотеком";
- проверять наличие топлива в баке или цистерне с помощью открытого огня (зажженной спички, зажигалки и т.п.);
- хранить и перевозить бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся вещества в кабине, салоне автомобиля и кузове, не приспособленном для этой цели;
- выпускать сжатый природный газ и сливать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании, а также в непосредственной близости от мест стоянки других автомобилей или вблизи источников огня и мест нахождения людей.
5.7. Очень важно своевременно обнаружить загорание и сразу принять меры к его ликвидации. Существуют факторы, которые предшествуют пожару. Это может быть запах бензина, горелой изоляции, дым из-под капота.
Пожары очень часто возникают из-за неисправностей в системе электропроводки. Поэтому необходимо обращать внимание на состояние изоляции и качество контактов. Все изменения или добавления в электрической системе должны быть качественно проверены, причем желательно квалифицированным специалистом.
5.8. При эксплуатации автомобиля со временем изнашиваются или рвутся топливные шланги, появляются неисправности в соединениях. Пары бензина быстро воспламеняются при наличии искры или просто при контакте с горячими поверхностями двигателя, выхлопного коллектора.
5.9. Современная отделка автомобиля в основном состоит из полимеров, пластиков и других синтетических материалов, причем практически все они горючие. Газы, выделяющиеся при горении таких материалов, высокотоксичные.

6. Пожарная безопасность при техническом обслуживании и ремонте автомобиля

6.1. Не допускать подтекания топлива или масла из агрегатов автомобиля.
Пролитое топливо или масло необходимо сразу же убирать с помощью песка или опилок.
6.2. Мойку снятых агрегатов и деталей автомобиля следует производить в строго установленном месте.
6.3. Отработанные масла и отстой топлива из топливных баков необходимо сливать только в специальную герметичную тару.
6.4. Хранение, слив и заправку горюче-смазочных материалов следует осуществлять только в специально предназначенных для этой цели местах.
6.5. Перед ремонтом (сваркой, пайкой) емкость из-под легковоспламеняющихся веществ необходимо опорожнить, отсоединить и снять все трубопроводы, в которых может находиться легковоспламеняющаяся жидкость. Опорожненную емкость, а также трубопроводы необходимо тщательно промыть горячей водой, продуть паром до полного удаления следов этих жидкостей.
6.6. Курить на территории предприятия разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.
6.7. Загрязненную горюче-смазочными материалами специальную одежду следует своевременно сдавать в химчистку (стирку).
6.8. Запрещается:
- проверять аккумуляторы путем короткого замыкания. Для этой цели следует пользоваться нагрузочной вилкой;
- сливать отработанные масла и отстой топлива из топливных баков в водостоки и канализацию;
- работать в специальной одежде, облитой топливом;
- подходить к открытому огню, курить и зажигать спички, если руки и специальная одежда облиты топливом;
- пользоваться бензином для стирки одежды, мытья рук, отмывания стен и пола;
- пользоваться открытым огнем в помещениях, предназначенных для технического обслуживания, ремонта и стоянки, а также на открытых стоянках;
- хранить на рабочем месте промасленный обтирочный материал, легковоспламеняющиеся вещества, кроме предназначенных для этой цели металлических ящиков с крышками;
- применять самодельные нагревательные электроприборы.
-

7. Действия водителя при возгорании автомобиля
7.1. В случае обнаружения возгорания в автомобиле необходимо:
1) прекратить движение и, если возможно, обесточить автомобиль. На этот случай лучше изначально оснастить автомобиль отключателем «массы». Отсоединение клеммы от аккумулятора имеет два существенных недостатка: доступ к аккумулятору занимает слишком много времени и при коротком замыкании силовой проводки возможен взрыв аккумулятора, сопровождаемый выбросом кислоты, что грозит тяжелыми травмами;
2) освободите замок капота, но не открывайте капот;
3) оценить возможное распространение пожара, создающее угрозу для людей, и пути возможной эвакуации;
4) эвакуировать пассажиров, при важности груза – и его тоже;
5) вызвать пожарную охрану по телефонам:
а) с городского: 101 (01)- Пожарная охрана и спасатели;

б) вызов с мобильного (сотового) телефона -112:
Вызов с номера экстренного вызова 112 возможен:
- при отсутствии денежных средств на вашем счету,
- при заблокированной SIM-карте,
- при отсутствии SIM-карты телефона,

в) Если Ваш мобильный аппарат не поддерживает набор номеров, состоящих из двух цифр, при звонках в экстренные службы после номера службы необходимо набирать знак *
01* — Вызов пожарной охраны и
спасателей


г) Вызов экстренных служб с мобильных
телефонов МТС
010 — Вызов пожарной охраны и спасателей


д) Вызов экстренных служб с телефонов МЕГАФОН
010 — Вызов пожарной охраны и спасателей


е) Вызов экстренных служб с сотовых телефонов Билайн
001 — Вызов пожарной охраны и спасателей


ж) Вызов экстренных служб с сотовых телефонов
Скай-Линк
901 — Спасатели и Пожарная охрана


з) Вызов экстренных служб с мобильных телефонов TELE2
010 — Вызов пожарной охраны и спасателей


и) Вызов экстренных служб с телефонов U-tel
010 — Пожарная охрана и спасатели


к) Вызов экстренных служб с мобильных телефонов Мотив
901 — Пожарные и спасатели.


6) если это не опасно, приступить к ликвидации очага при помощи первичных средств пожаротушения, таких, как огнетушители, песок, кошма (плотное покрывало) и др.
7.2. Не применяйте воду при тушении пожара в двигательном отсеке, так как это может вызвать короткое замыкание электропроводки или распространение горящего бензина и увеличение площади горения.
7.3. При тушении пожара на автомобиле необходимо соблюдать личную осторожность - использовать огнетушители, рукавицы, не допускать загорания одежды и ожога лица, рук и т.д.
7.4. На легковых автомобилях огнетушители лучше располагать в кабине, в непосредственной близости от водителя или другом легкодоступном месте. Нежелательно хранить огнетушители в багажнике и других местах, доступ к которым в аварийной ситуации может быть затруднен. Огнетушители, размещаемые вне кабины, следует защищать от воздействия осадков, солнечных лучей и грязи.
Конструкция кронштейна должна исключать возможность выпадения из него огнетушителя при движении автомобиля и в случае ДТП и в то же время обеспечивать при необходимости его беспрепятственное извлечение.
7.5. Продолжительность действия большинства переносных огнетушителей составляет от нескольких секунд до 1,5 мин. Поэтому при пользовании ими необходимо действовать очень быстро. Распылитель огнетушителя направляют на очаг горения, открывают клапан запорного устройства и приступают к тушению очага пожара. Расстояние до очага горения должно быть не больше длины струи ОТВ. Подходить к очагу горения необходимо с наветренной стороны (чтобы ветер или воздушный поток был направлен в спину). Необходимо учитывать, что сильный ветер мешает тушению, снося с очага пожара ОТВ, и усиливает горение.
7.6. Тушение жидких горючих веществ порошковыми и газовыми огнетушителями необходимо начинать наиболее эффективной частью струи ОТВ под углом 15—30° к поверхности горючего. При этом надо стремиться «подрезать» пламя, оторвать его от горючего и избегать разбрызгивания горящей жидкости.
7.7. Лучший способ уберечься от пожара на автотранспортном средстве — не допускать возгорания. Для этого необходимо:
- следить за исправностью электрооборудования, герметичностью и исправностью топливной аппаратуры двигателя;
- не держать в моторном отсеке посторонние предметы (ветошь, канистры с маслом и другими воспламеняющимися жидкостями);
- перевозить горюче-смазочные материалы в герметичных емкостях, исключающих подтекание.

7.8. В случае возникновения пожара на газобаллонном автомобиле необходимо:
- перекрыть магистральный и баллонный вентили;
- при работающем двигателе увеличить число оборотов коленчатого вала и быстро выработать газ, оставшийся в системе газопроводов от вентиля до карбюратора-смесителя;
- тушить пожар углекислотными или порошковыми огнетушителями, песком или струей распыленной воды;
- баллон с газом обильно поливать холодной водой.




Руководитель транспортного отдела ___________

Согласовано:
Инженер ОТ, ТБ и ПБ ___________



С инструкцией ознакомлены:
дата Ф.И.О. должность Подпись
 
а это инструкция по ОТ или Пож.Б?
 
Цитата
ВАВ написал:
а это инструкция по ОТ или Пож.Б?
Эта инструкция входит в список обязательных для проверки ГАИ предприятия, имеющего автомобильный парк.
Скорее пожарка, но только для водителей.
 
Вот еще моя разработочка, потому как столетняя меня совсем не устраивает. Кому интересно - пользуйтесь. :D

ИНСТРУКЦИЯ
для водителя по соблюдению скоростного режима
и правил обгона транспорта
№ ____
Жизнь– это бесценный дар, его нужно беречь, не подвергать необдуманному риску, не ставить под угрозу себя и окружающих.

1. Соблюдение скоростного режима – важное условие
сохранения жизни на дорогах

1.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
1.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.
Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может разрешаться повышение скорости (с установкой соответствующих знаков) на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения, установленные для соответствующих видов транспортных средств на автомагистралях.
1.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:
- легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - не более 90 км/ч;
- междугородним и маломестным автобусам и мотоциклам на всех дорогах - не более 90 км/ч;
- другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях - не более 90 км/ч, на остальных дорогах - не более 70 км/ч;
- грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, - не более 60 км/ч;
- транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, - не более 60 км/ч.
1.4. Транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч.
Транспортным средствам, перевозящим крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, установленной при согласовании условий перевозки.
1.5. Водителю запрещается:
- превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой транспортного средства;
- превышать скорость, указанную на опознавательном знаке "Ограничение скорости", установленном на транспортном средстве;
- создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;
- резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

1.6. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.
1.7. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.


2. Основные правила при обгоне

2.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что:
- полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;
- следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево;
-по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
2.2. Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны. Однако обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению маневра, производится с правой стороны.
2.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями.
2.4. По завершении обгона (кроме разрешенного обгона с правой стороны) водитель обязан вернуться на ранее занимаемую полосу движения. Однако при двух и более полосах для движения в данном направлении водитель, производящий обгон, может с учетом пункта 9.4 Правил остаться на левой полосе, если по возвращении на ранее занимаемую полосу ему пришлось бы сразу начать новый обгон и если он не создает помех транспортным средствам, движущимся за ним с более высокой скоростью.
(ПДД п.9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых. В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т - только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.)
2.5. Обгон запрещен:
- на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения и на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной (за исключением обгона на перекрестках с 360 круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа);
- на пешеходные переходах при наличии на них пешеходов;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100м перед ними;
- транспортного средства, производящего обгон или объезд;
- в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.
2.6. Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).
2.7. Водитель тихоходного или крупногабаритного транспортного средства вне населенных пунктов в случаях, когда обгон этого транспортного средства затруднен, должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить скопившиеся за ним транспортные средства.
2.8. Если встречный разъезд затруднен, то водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. На уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14 при наличии препятствия уступить дорогу должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.
 
А вот инструкция по ожогам и пожарам - тоже из серии обязательных. Зацените моё творчество. :D



Инструкция для водителей
по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов

на автомобильном транспорте
№...............
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные требования к работникам по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов на автомобильном транспорте.
1.2. Все работники должны знать места расположения средств пожаротушения в организации и уметь ими пользоваться.
Каждый работающий, обнаруживший загорание или пожар, должен немедленно сообщить об этом в объектовую или городскую пожарную охрану, принять меры к вызову руководителей предприятия и приступить к тушению пожара имеющимися средствами.
1.3. При выполнении различных видов работ необходимо знать и помнить, что возгорание и несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:
- промывке деталей, агрегатов и двигателя легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, дизельным топливом и др.);
- подаче топлива в карбюратор движущегося автомобиля из открытой емкости "самотеком";
- неправильной транспортировке и хранении легковоспламеняющихся веществ;
- применении нестандартных или несоответствующих номинальному току электро-предохранителей;
- неисправной электропроводке;
- работе в загрязненной горюче-смазочными материалами специальной одежде;
- работе с открытым огнем вблизи легковоспламеняющихся веществ;
- тушении пожара на автомобиле без использования средств пожаротушения.

1.4. В помещениях, под навесами и на открытых площадках для хранения (стоянки) транспорта запрещается:
в) производить кузнечные, термические, сварочные, малярные и деревообделочные работы, а также промывку деталей с использованием легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
г) оставлять транспортные средства с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии утечки топлива и масла;
д) заправлять горючим и сливать из транспортных средств топливо;
е) хранить тару из-под горючего, а также горючее и масла;
ж) подзаряжать аккумуляторы непосредственно на транспортных средствах;
з) подогревать двигатели открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы), пользоваться открытыми источниками огня для освещения.
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Автомобили, работающие на жидком топливе, должны заправляться им в соответствии с требованиями Постановления от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».
2.2. При заправке транспортных средств топливом соблюдаются следующие требования:
а) система питания не должна иметь течи топлива;
б) техническое состояние электрооборудования автомобиля должно исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную неповрежденную изоляцию.
в) пролитые на землю нефтепродукты засыпают песком или удаляются специально предусмотренными для этого адсорбентами, а пропитанный песок, адсорбенты и промасленные обтирочные материалы собираются в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении и по окончании рабочего дня вывозятся с территории предприятия.
2.3. Запрещается ставить в помещение на хранение автомобили с неисправной электропроводкой и топливной системой и с включенным отключателем "массы" (где таковой имеется);
2.4. Каждый автомобиль должен обязательно иметь исправный огнетушитель (углекислотный, порошковый).
2.5. В целях предотвращения возникновения пожара на автомобиле запрещается:
- допускать скопление на двигателе и его картере грязи и масла;
- оставлять в кабине и на двигателе загрязненные ГСМ, использованные обтирочные материалы (ветошь, концы и т.п.); эксплуатировать неисправные приборы системы питания;
- применять для мытья двигателя бензин и другие ЛВЖ;
- подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор непосредственно из емкости через шланг или иными способами;
- курить в автомобиле в непосредственной близости от приборов системы питания (в частности, от топливных баков);
- подогревать двигатель открытым пламенем;
- пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов.

3. Требования к газобаллонным автомобилям
3.1. Аппаратура, трубопроводы, магистральный вентиль, установленный в кабине газобаллонного автомобиля, должны быть герметичными, исключающими проникновение газа в кабину и кузов автомобиля.
Герметичность газового оборудования на автомобиле должна проверяться в установленные сроки.
3.2. Газобаллонные автомобили должны заправляться газовым топливом только на газонаполнительных станциях или специальными газозаправщиками; порядок заправки должен соответствовать инструкции для данного типа станции.
3.3. Газовая аппаратура должна ежедневно осматриваться и проверяться на герметичность и исправность на контрольных постах, при выпуске автомобилей и приеме их с линии.
3.4. Заправка баллонов сжатым или сжиженным газом при работающем двигателе запрещена.
3.5. Перед включением зажигания, пуском двигателя или включением осветительных электроприборов необходимо в течение некоторого времени держать капот открытым, после чего проверить исправность газовой аппаратуры, трубопроводов, соединений.
3.6. Запрещается эксплуатация газобаллонного автомобиля и подготовке его к ночной или длительной дневной стоянке, а также для производства ТО в профилактории необходимо закрыть вентиль на баллоне и выработать весь газ, находящийся в системе питания, после чего выключить зажигание. Запрещается оставлять автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями системы питания и баллонов.
3.7. При возвращении газобаллонного автомобиля и подготовке его к ночной или длительной дневной стоянке, а также для производства ТО в профилактории необходимо закрыть вентиль на баллоне и выработать весь газ, находящийся в системе питания, после чего выключить зажигание. Запрещается оставлять автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями системы питания и баллонов.
3.8. В случае невозможности устранения утечки газа из баллонов через вентиль, предохранительный клапан или соединения необходимо эвакуировать автомобиль в безопасное место (вдали от людей и источников огня), где выпустить газ в атмосферу.
3.9. Автомобили с неисправной газовой аппаратурой должны храниться на открытых площадках без газа в баллонах.
3.10. При проведении ремонта, связанного с выполнением сварочных и окрасочных работ (включая искусственную сушку), газовый баллон должен быть снят с автомобиля и продут.

4. Пожарная безопасность при пуске двигателя и уходе за ним

4.1. Во избежание пожара на автомобиле пуск двигателя производить при установленном воздушном фильтре.
4.2. Для мойки двигателя снаружи использовать только пожаробезопасные моющие средства.
4.3. Запрещается:
- использовать для этой цели бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;
- допускать скопления на двигателе грязи, масла и топлива;
- оставлять на двигателе обтирочный материал, особенно загрязненный маслом и топливом;
- подогревать двигатель и другие агрегаты открытым огнем.

Газобаллонные автомобили
4.4. На газобаллонном автомобиле утечки же газа наблюдаются, как правило, в местах соединений топливопровода. Утечками в этих местах объясняется значительное число пожаров при запуске двигателя на газе. Однако часть таких пожаров возникает из-за нарушения регулировки двигателя и неправильных действий водителя, когда в результате переполнения смесительной камеры карбюратора газ поступает в отсек двигателя.
4.5.Перед постановкой ГБА на стоянку следует выработать газ в топливной системе и перекрыть расходный вентиль на баллоне.
4.6. После длительной стоянки пуск двигателя проводить при открытых капоте и дверях салона автомобиля.
4.7. В гараже перед включением электроприборов и пуском двигателя необходимо открыть ворота и проветрить помещение.
4.8. В процессе эксплуатации автомобиля следует постоянно контролировать утечку газа по запаху. При любом подозрении на нее, а раз в неделю профилактически проверять герметичность узлов и соединений газового оборудования, для чего в каждом автомобиле рекомендуется иметь пену для бритья и кисть.

5. Пожарная безопасность перед выездом на линию и при работе на линии

5.1. Проверить наличие и исправность электропредохранителей и электропроводки. Все предохранители должны быть стандартными и соответствовать номинальному току. Электропроводка не должна иметь оголенных мест, а места ее соединения должны исключать возможность искрообразования.
5.2. Проверить герметичность системы питания (нет ли подтекания топлива или утечки газа). При обнаружении утечек принять меры к их устранению.
5.3. Проверить укомплектованность автомобиля исправными огнетушителями.
Необходимо знать устройство огнетушителя и уметь им пользоваться (изучить Инструкцию № 050-16).
5.4. Ремонт системы питания двигателя на линии следует производить с осторожностью, не допуская попаданий бензина на двигатель и систему выпуска отработавших газов.
При обнаружении на линии утечки газа из системы питания газобаллонных (газодизельных) автомобилей, за исключением арматуры баллона, немедленно остановиться, закрыть расходные вентили, выработать газ из системы до остановки двигателя, затем закрыть магистральный вентиль и принять меры к устранению неисправности, если это возможно, или сообщить в предприятие.
При утечке газа из арматуры баллона необходимо отогнать автомобиль в безопасное место и выпустить или слить газ из баллона.
5.5. Перевозка легковоспламеняющихся веществ должна производиться специально оборудованным автомобилем в соответствии с действующими инструкциями.
5.6. Запрещается:
- подавать топливо в карбюратор из открытой тары "самотеком";
- проверять наличие топлива в баке или цистерне с помощью открытого огня (зажженной спички, зажигалки и т.п.);
- хранить и перевозить бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся вещества в кабине, салоне автомобиля и кузове, не приспособленном для этой цели;
- выпускать сжатый природный газ и сливать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании, а также в непосредственной близости от мест стоянки других автомобилей или вблизи источников огня и мест нахождения людей.
5.7. Очень важно своевременно обнаружить загорание и сразу принять меры к его ликвидации. Существуют факторы, которые предшествуют пожару. Это может быть запах бензина, горелой изоляции, дым из-под капота.
Пожары очень часто возникают из-за неисправностей в системе электропроводки. Поэтому необходимо обращать внимание на состояние изоляции и качество контактов. Все изменения или добавления в электрической системе должны быть качественно проверены, причем желательно квалифицированным специалистом.
5.8. При эксплуатации автомобиля со временем изнашиваются или рвутся топливные шланги, появляются неисправности в соединениях. Пары бензина быстро воспламеняются при наличии искры или просто при контакте с горячими поверхностями двигателя, выхлопного коллектора.
5.9. Современная отделка автомобиля в основном состоит из полимеров, пластиков и других синтетических материалов, причем практически все они горючие. Газы, выделяющиеся при горении таких материалов, высокотоксичные.

6. Пожарная безопасность при техническом обслуживании и ремонте автомобиля

6.1. Не допускать подтекания топлива или масла из агрегатов автомобиля.
Пролитое топливо или масло необходимо сразу же убирать с помощью песка или опилок.
6.2. Мойку снятых агрегатов и деталей автомобиля следует производить в строго установленном месте.
6.3. Отработанные масла и отстой топлива из топливных баков необходимо сливать только в специальную герметичную тару.
6.4. Хранение, слив и заправку горюче-смазочных материалов следует осуществлять только в специально предназначенных для этой цели местах.
6.5. Перед ремонтом (сваркой, пайкой) емкость из-под легковоспламеняющихся веществ необходимо опорожнить, отсоединить и снять все трубопроводы, в которых может находиться легковоспламеняющаяся жидкость. Опорожненную емкость, а также трубопроводы необходимо тщательно промыть горячей водой, продуть паром до полного удаления следов этих жидкостей.
6.6. Курить на территории предприятия разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.
6.7. Загрязненную горюче-смазочными материалами специальную одежду следует своевременно сдавать в химчистку (стирку).
6.8. Запрещается:
- проверять аккумуляторы путем короткого замыкания. Для этой цели следует пользоваться нагрузочной вилкой;
- сливать отработанные масла и отстой топлива из топливных баков в водостоки и канализацию;
- работать в специальной одежде, облитой топливом;
- подходить к открытому огню, курить и зажигать спички, если руки и специальная одежда облиты топливом;
- пользоваться бензином для стирки одежды, мытья рук, отмывания стен и пола;
- пользоваться открытым огнем в помещениях, предназначенных для технического обслуживания, ремонта и стоянки, а также на открытых стоянках;
- хранить на рабочем месте промасленный обтирочный материал, легковоспламеняющиеся вещества, кроме предназначенных для этой цели металлических ящиков с крышками;
- применять самодельные нагревательные электроприборы.
-

7. Действия водителя при возгорании автомобиля
7.1. В случае обнаружения возгорания в автомобиле необходимо:
1) прекратить движение и, если возможно, обесточить автомобиль. На этот случай лучше изначально оснастить автомобиль отключателем «массы». Отсоединение клеммы от аккумулятора имеет два существенных недостатка: доступ к аккумулятору занимает слишком много времени и при коротком замыкании силовой проводки возможен взрыв аккумулятора, сопровождаемый выбросом кислоты, что грозит тяжелыми травмами;
2) освободите замок капота, но не открывайте капот;
3) оценить возможное распространение пожара, создающее угрозу для людей, и пути возможной эвакуации;
4) эвакуировать пассажиров, при важности груза – и его тоже;
5) вызвать пожарную охрану по телефонам:
а) с городского: 101 (01)- Пожарная охрана и спасатели;

б) вызов с мобильного (сотового) телефона -112:
Вызов с номера экстренного вызова 112 возможен:
- при отсутствии денежных средств на вашем счету,
- при заблокированной SIM-карте,
- при отсутствии SIM-карты телефона,

в) Если Ваш мобильный аппарат не поддерживает набор номеров, состоящих из двух цифр, при звонках в экстренные службы после номера службы необходимо набирать знак *
01* — Вызов пожарной охраны и
спасателей


г) Вызов экстренных служб с мобильных
телефонов МТС
010 — Вызов пожарной охраны и спасателей


д) Вызов экстренных служб с телефонов МЕГАФОН
010 — Вызов пожарной охраны и спасателей


е) Вызов экстренных служб с сотовых телефонов Билайн
001 — Вызов пожарной охраны и спасателей


ж) Вызов экстренных служб с сотовых телефонов
Скай-Линк
901 — Спасатели и Пожарная охрана


з) Вызов экстренных служб с мобильных телефонов TELE2
010 — Вызов пожарной охраны и спасателей


и) Вызов экстренных служб с телефонов U-tel
010 — Пожарная охрана и спасатели


к) Вызов экстренных служб с мобильных телефонов Мотив
901 — Пожарные и спасатели.


6) если это не опасно, приступить к ликвидации очага при помощи первичных средств пожаротушения, таких, как огнетушители, песок, кошма (плотное покрывало) и др.
7.2. Не применяйте воду при тушении пожара в двигательном отсеке, так как это может вызвать короткое замыкание электропроводки или распространение горящего бензина и увеличение площади горения.
7.3. При тушении пожара на автомобиле необходимо соблюдать личную осторожность - использовать огнетушители, рукавицы, не допускать загорания одежды и ожога лица, рук и т.д.
7.4. На легковых автомобилях огнетушители лучше располагать в кабине, в непосредственной близости от водителя или другом легкодоступном месте. Нежелательно хранить огнетушители в багажнике и других местах, доступ к которым в аварийной ситуации может быть затруднен. Огнетушители, размещаемые вне кабины, следует защищать от воздействия осадков, солнечных лучей и грязи.
Конструкция кронштейна должна исключать возможность выпадения из него огнетушителя при движении автомобиля и в случае ДТП и в то же время обеспечивать при необходимости его беспрепятственное извлечение.
7.5. Продолжительность действия большинства переносных огнетушителей составляет от нескольких секунд до 1,5 мин. Поэтому при пользовании ими необходимо действовать очень быстро. Распылитель огнетушителя направляют на очаг горения, открывают клапан запорного устройства и приступают к тушению очага пожара. Расстояние до очага горения должно быть не больше длины струи ОТВ. Подходить к очагу горения необходимо с наветренной стороны (чтобы ветер или воздушный поток был направлен в спину). Необходимо учитывать, что сильный ветер мешает тушению, снося с очага пожара ОТВ, и усиливает горение.
7.6. Тушение жидких горючих веществ порошковыми и газовыми огнетушителями необходимо начинать наиболее эффективной частью струи ОТВ под углом 15—30° к поверхности горючего. При этом надо стремиться «подрезать» пламя, оторвать его от горючего и избегать разбрызгивания горящей жидкости.
7.7. Лучший способ уберечься от пожара на автотранспортном средстве — не допускать возгорания. Для этого необходимо:
- следить за исправностью электрооборудования, герметичностью и исправностью топливной аппаратуры двигателя;
- не держать в моторном отсеке посторонние предметы (ветошь, канистры с маслом и другими воспламеняющимися жидкостями);
- перевозить горюче-смазочные материалы в герметичных емкостях, исключающих подтекание.

7.8. В случае возникновения пожара на газобаллонном автомобиле необходимо:
- перекрыть магистральный и баллонный вентили;
- при работающем двигателе увеличить число оборотов коленчатого вала и быстро выработать газ, оставшийся в системе газопроводов от вентиля до карбюратора-смесителя;
- тушить пожар углекислотными или порошковыми огнетушителями, песком или струей распыленной воды;
- баллон с газом обильно поливать холодной водой.




Руководитель транспортного отдела ..........

Согласовано:
Инженер ОТ, ТБ и ПБ М.Н. Полевая

 
Цитата
Майя Полевая написал:
Вот еще моя разработочка, потому как столетняя меня совсем не устраивает. Кому интересно - пользуйтесь.
По моему это цитаты ПДД
вот моя инструкция

Водитель должен вести транспортное средство со скоростью,
не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность
движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и
метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля, за
движением транспортного средства для выполнения требований ПДД.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
В населенных пунктах разрешается движение всех транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч.
Вне населенных пунктов разрешается движение:
- легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - не более 90 км/ч;
- междугородним и особо малым автобусам и мотоциклам на всех дорогах – не более 90 км/ч;
- другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях - не более 90 км/ч, на остальных дорогах - не более 70 км/ч;
- грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове - не более 60 км/ч;
- транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства - не более 50 км/ч;
- транспортным средствам, перевозящим опасные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы - со скоростью не более предписанной при согласовании условий перевозки;
- На участках дорог, где условия обеспечивают безопасность движения с более высокими скоростями, по решению местных властей разрешенная максимальная скорость движения транспортных средств может быть повышена, на таких участках устанавливаются соответствующие знаки.

Водителю ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой транспортного средства;
- превышать скорость, указанную на опознавательном знаке «Ограничение скорости», установленном на транспортном средстве;
- создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;
- резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Водитель в зависимости от скорости движения должен соблюдать такую дистанцию до двигающегося впереди транспортного средства, которая позволит избежать столкновения в случае его торможения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность.
При выборе дистанции водитель должен предвидеть возникновении ситуации в которой он вынужден будет резко тормозить. Кроме того необходимо учитывать состояние проезжей части, тормозные свойства своего и движущегося впереди транспортного свойства.
Безопасный боковой интервал выбирается в зависимости от скорости движения и ширины автомобиля. В любом случае боковой интервал должен быть не менее 0,5 м. между попутными транспортными средствами при движении с одинаковыми скоростями.
Боковой интервал следует увеличить:
- при увеличении скорости движения;
- встречном разъезде на высоких скоростях;
- при движении рядом с длинномерным транспортным средством;
- при движении по мокрому, скользкому, не ровному покрытию;
На дорогах вне населенных пунктов, водители транспортных средств, скорость которых не должна превышать 40 км/ч, обязаны поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие их транспортные средства, могли без помех перестроиться на ранее занимаемую полосу. Это требование не действует, если водитель готовится к выполнению обгона, а также при интенсивном движении и при движении в организованной колонне.
«Обгон» - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части) предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Обгон транспортных средств является одним из наиболее опасных маневров и поэтому требует от водителя особого внимания и осторожности.
Прежде чем начать обгон, водитель должен убедиться в том, что:
- полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;
- следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево;
- по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны. Однако обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению маневра, производится с правой стороны.
Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями.
Прежде чем приступить к обгону водитель обязан убедится действительно этот маневр в данный момент при данных условиях необходим. Обгон всегда сопряжен с риском, поскольку при его выполнении приходится захватывать проезжую часть встречного направления. Обгон даст положительные результаты при совпадении двух предпосылок:
1) обгон действительно необходим;
2) обгон не запрещен и безопасен;
Обгон запрещен:
- на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения и на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной (за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа);
- на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними;
- транспортного средства, производящего обгон или объезд;
- в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.
Водитель тихоходного или крупногабаритного транспортного средства вне населенных пунктов в случаях, когда обгон этого транспортного средства затруднен, должен принять как можно правее, а при необходимости и остановиться, чтобы пропустить скопившиеся за ним транспортные средства.
Если встречный разъезд затруднен, то водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. На уклонах, обозначенных соответствующими знаками, при наличии препятствия уступить дорогу должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.
Минимальная протяженность обгона:
Скорость обгоняемого км/ч.
Скорость обгоняющего км/ч
Минимальная протяженность обгона, м.
40 50 280
40 60 182
40 70 155
40 80 141
50 60 388
50 70 244
50 80 198
50 90 180
60 70 522
60 80 317
60 90 253
60 100 227
70 80 673
70 90 501
70 100 316
70 110 275
пользуйтесь можно объединить или добовить
 
Цитата
Майя Полевая написал:
А вот инструкция по ожогам и пожарам - тоже из серии обязательных. Зацените моё творчество.

И нструкция для водителей
по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов
на автомобильном транспорте №...............
Согласовано:
Инженер ОТ, ТБ и ПБ М.Н. Полевая
:disco: А нельзя было эту ИОТ в формате Word сжать в RAR и только после этого разместить тут?? Это же надо, какую портянку вы тут разместили - аж на ...надцати страницах!!
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)
модератор форума: Павел.


Наша библиотека: | Инструкции по охране труда | Госты | Нормативы | Законодательство по ОТ |

Файлообменник (файлы по охране труда, промышленной и пожарной безопасности)