Документарная и выездная проверка ГИТ: как и что проверят? - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
НАОТ
Велко
Новатика - обучение для СОТ
Сфера

Документарная и выездная проверка ГИТ: как и что проверят?

Документарная и выездная проверка ГИТ: как и что проверят?

Несмотря на мораторий, у надзорных органов, в т.ч. ГИТ, есть основания для личного визита к работодателю. Прежде всего, это плановые проверки для тех, кто не попал под мораторий. Кроме того, в силе остаются внеплановые проверки. Основания для их проведения сильно ограничили, но поводы остались. Например, угроза жизни и здоровью людей, жалобы сотрудников и др. (см. об этом наш предыдущий материал).

Плановые и внеплановые визиты сейчас проходят в 2-х форматах: документарная проверка, когда инспектор просит прислать документы, и выездная, при которой приезжают в организацию. На практике сейчас предпочитают первый вариант — с учётом моратория и роста числа жалоб от сотрудников. Чтобы не ехать по каждому обращению, у юрлица запрашивают документы. К тому же, для визита в большинстве случаев нужно ещё согласование прокуратуры. 

Документарная проверка

Порядок и правила её проведения регулируют два документа: ст. 72 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ о государственном контроле и ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ о защите прав юрлиц. Как часто бывает в нашем законодательстве, они во многом дублируют друг друга, но не во всём. Так что лучше изучить обе статьи. 

Основанием для проведения проверки является приказ или распоряжение руководителя инспекции. В этом документе в т.ч. необходимо указать причину проверки и список документов, которые нужно будет предоставить.

Если тема связана с условиями труда по жалобе — запросят положение о системе охраны труда, результаты спецоценки, документы о выдаче СИЗ, инструктажи. Но требовать документы «не по теме», скажем, о персональных данных, нельзя. В течение 10 рабочих дней компания должна отправить копии документов с печатью и подписью руководителя. Направить можно по e-mail, почтой, курьером или лично привезти в ГИТ. Оригиналы документов и нотариальное заверение не нужны. Кстати, внеплановая документарная проверка проводится без согласования прокуратуры. 

Если инспектору будет недостаточно данных, он запросит дополнительные документы, которые надо прислать также в течение 10 дней.

Изучив все, ГИТ составляет итоговый акт с отсутствием «претензий» или с выявленными нарушениями, которые надо устранить. Если и дополнительные документы не убедят инспектора, ведомство вправе назначить выездную проверку. 

Выездная проверка

Похожая история и с офлайн-проверкой. Её порядок также фиксируют два документа: ст. 73 Закона № 248-ФЗ и ст. 12 Закона № 294-ФЗ. Они также во многом дублируют друг друга. 

О выездной проверке организацию должны уведомить не менее чем за 24 часа, направив копию решения о её проведении. Причем уведомить могут любым способом: e-mail, заказное письмо, почтой на юридический адрес. Так что лучше регулярно проверять почтовые ящики.

Если проверка плановая, изучать могут всё, что есть в чек-листах ГИТ, если внеплановая,  инспектор вправе проверять лишь то, что связано с целью визита, но за любой период. Поэтому в приказе должны быть указаны предмет визита, ФИО инспекторов, которые придут, цель и сроки проверки. При этом по общему правилу для выездной проверки требуется согласование прокуратуры. 

Придя на предприятие, инспектор должен показать удостоверение и ознакомить с распоряжением/приказом. Кстати, есть случаи, когда он не показывал документ, и его не пускали внутрь: это кажется странным, но вполне законно. Срок проверки не может превышать 10 рабочих дней, для малого бизнеса меньше: малые предприятия — до 50 часов, микропредприятия — до 15 часов. 

Во время проверки инспектор может запросить объяснения от работодателя, других сотрудников. Но помните, вы вправе не оговаривать себя/компанию и отказаться от объяснений. По итогу инспектор составит акт или предписание, если найдет нарушения. Компания же вправе не согласиться с решением и обжаловать его в ГИТ. Сначала в досудебном порядке. 

Кстати, стоит изучить также ст. 37 Закона № 248-ФЗ и ст. 15 Закона № 294-ФЗ  об ограничениях и запретах при проведении проверки. Там перечислен достаточно большой список того, что инспектор не может требовать. Это не будет лишним при общении с надзорными органами. 

Антон Бараборкин,
операционный директор BLS,
руководитель Департамента охраны труда

Теги: 

Комментарии

3 апреля 2024 16:33
В статье сделана ссылка на предыдущий материал по теме. Перешёл по ссылка, а там текст этой же статьи.



Любопытно было бы узнать, как поведёт себя инспекция. если сотрудник заявит, что опасность есть, а работодатель - что нет? То есть. как он будет проверять РЕАЛЬНОЕ положение дел, по результатам проводимой раз в 5 лет СОУТ?

Непрерывные замеры шумовыми дозиметрами показали, что фактическое воздействие шума на работников может быть больше полученного при проведении СОУТ более чем на 19 дБ, ссылка https://ohranatruda.ru/fond/fail_obmen/106/596349/

Журнал "Охрана труда и социальное страхование" опубликовал статью бывшего инспектора по охране труда Геннадия Ивановича Белякова. Тот, помимо прочего, упомянул случаи "... замеры вредных производственных факторов с помощью болванок и телефонов"...
5 апреля 2024 14:13
aa-buchnev@mail.ru, Исправили на корректную ссылку

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл